Экономические эффекты от цифровизации и внедрения IoT в машиностроении в России

Экономические эффекты от цифровизации и внедрения IoT в машиностроении в России
J’son & Partners Consulting представляет результаты исследования: «Экономические эффекты от цифровизации и внедрения IoT в машиностроении в России».

Основной выгодой от цифровизации и внедрения Интернета вещей (IoT) для российского машиностроения является уникальная возможность «рывком» повысить конкурентоспособность своей продукции относительно основных международных игроков. Эта возможность состоит в том, что даже ведущие мировые производители продукции машиностроения пока еще находятся в начальной стадии перехода к созданию продукции поколения Industrie 4.0.

Если действовать быстро, то, имея преимущества старта с низкой базы эффективности использования производственных мощностей (возможность быстро ее увеличить примерно в 4 раза), опираясь на наличие достаточного количества квалифицированных кадров в сфере ИТ и инжиниринга, близость к локальному потребителю и готовность разрабатывать продукты с учетом особенностей российского законодательства, можно успеть на формирующийся рынок продукции машиностроения поколения 4.0, во всяком случае, на локальный, в числе первых.

Цифровизация машиностроения и переход на контракты жизненного цикла, по оценкам консультантов J’son & Partners Consulting, позволит также обеспечить решение поставленной Президентом РФ задачи увеличения объемов выпуска предприятиями ОПК конкурентоспособной продукции гражданского назначения с нынешних 16% до 30% уже к 2025 году и не менее 50% к 2030 году. С учетом высокой доли именно предприятий ОПК в общем объеме производства продукции машиностроения в России эта задача весьма амбициозна и, по оценке J’son & Partners Consulting, в денежном выражении означает прирост выпуска такой продукции примерно на 250 млрд руб. в годовом выражении на фоне стагнации и спада объемов потребления такой продукции на внутрироссийском рынке.

Кроме того, это позволит развивать в России наиболее существенные с точки зрения создания добавленной стоимости продукции машиностроения поколения Industrie 4.0 компоненты: этап проектирования изделия в целом, разработка программных компонент для него и услуги аутсорсинга эксплуатации продукции машиностроения поколения Industrie 4.0. Такой рост возможен скорее за счет вытеснения продукции иностранного производства и увеличения глубины локализации создания добавленной стоимости продукции, но не за счет прироста объемов потребления в условиях стагнации спроса и низкой платежеспособности населения и бизнеса.

С другой стороны, отсутствие энергичных действий в направлении цифровизации машиностроения будет означать полную потерю конкурентоспособности отечественного машиностроения и ее необратимую деградацию ввиду невозможности конкурировать с продукцией нового поколения от ведущих мировых производителей. При этом важно отметить, что, по причине определяющей роли машиностроения в формировании сложных кооперационных цепочек с другими отраслями экономики, деградация машиностроения определит и общую деградацию экономической активности в стране.

«В настоящее время на российских предприятиях на 1 станок приходится в среднем 4,7 работника отрасли машиностроения. Для сравнения, в ЕС на один станок приходится 0,8 работника, а производительность труда в машиностроении ЕС в 6 раз выше… Крайне низкий уровень использования производственных мощностей (в среднем на уровне в 20% рабочего времени в сравнении с 90% у глобальных конкурентов) наряду с высокими относительными затратами на персонал выступает мощным фактором формирования неконкурентоспособной себестоимости в виде уровня удельных издержек, и при этом не позволяет модернизировать производственные мощности, - размер доступного рынка и маржа на нем при такой себестоимости слишком малы».

«В отличие от России, такие ведущие мировые промышленные державы, как США, Германия, Италия, Япония или Китай под «цифровой экономикой» подразумевают процессы создания и использования продуктово-сервисных систем (Product-Service System, PSS). То есть продуктов, которые изначально проектируются как единая система, объединяющая собственно физический продукт и процессы, связанные с его производством и эксплуатацией. При этом появление «Интернета Вещей» является следствием такого подхода, а не причиной или самодостаточной областью экономической деятельности – термин PSS появился на два десятилетия раньше термина «Интернет Вещей».